Чтобы описать рынок печатей и штампов в России, необходимо назвать 4 главных фактора, влияющих на его состояние: 1) Кризис, в котором страна находится фактически с января 2014 года. 2) Ухудшение бизнес-климата. 3) Закон об отмене печатей. 4) Резкое ослабление контроля за оборотом печатей со стороны правоохранительных органов. Расцвет частных мастеров по производству печатей "без лишних вопросов".
И всё же верится, что штемпельный рынок не "сдуется". Отменили заверительные печати - клиенты будут заказывать рельефные, голографические, стилизованные мастичные печати, штампы-визитки, которые в какой-то мере заменят круглые печати. Будут расти заказы на всякие подарочные штампики, "факсимилюшки" и другую продукцию, которая раньше не была востребована. Так сейчас на "диком" Западе, так будет и у нас.
Но прибыль, увы, значительно уменьшится. Причина — резкий рост курса доллара и, как следствие, удорожание техники, расходников и комплектующих. Что делать?
1. Оптимизация.
Оптимизировать можно всё и до бесконечности: 1) Минимизация личного состава работников. Делаться это должно без вреда для основного производства. 2) Качественный аудит системы налогооблажения. Вряд ли кто-то оценит ваше желание платить налоги "в лоб". 3) Пересмотр всех договоров, определяющих затратную часть товаров и услуг. 4) Оплата только той рекламы, которая даёт 100% результат. У нас - это, в-основном, продвижение в интернете. Никаких экспериментов с рекламой (на уровне пойдёт/не пойдёт). 5) Главное - честное общение с коллективом работников. Активный и профессиональный коллектив - залог успеха даже в самые сложные времена.
2. Диверсификация
Производство печатей - это микробизнес. Типа хлебного отдела в огромном магазине. Рынок печатей и штампов слабо масштабируется.
Чтобы расширять этот бизнес, необходимо прежде всего развивать близкие услуги (полиграфия, наружная реклама, сувенирка, наградная продукция, тампуха, шелкуха, разработка сайтов, продажа сопутствующих товаров и т.д.). Предприятие должно стать супермаркетом услуг для офисов. Одно направление помогает другому - так выжить проще.
И, конечно, интуиция руководителя, знание тенденций рынка, новых технологий в своей отрасли. Он должен чувствовать всеми фибрами души появление перспективных направлений.
В рамках российских реалий в обозримом будущем другого выхода нет.
3. Привлечение новых и удержание старых клиентов
Самое последнее, но очень важное - это привлечение/удержание клиентов. Проще говоря, грамотное использование рекламы и маркетинга.
Необходимо чётко определить, какой вид рекламы лучше всего работает в вашем городе. Для крупных населённых пунктов - это, как правило, размещение в интернете. "Живой", продвинутый сайт с хорошим трафиком целевых клиентов, контекстная реклама - необходимые условия. Не помешает и продвинутый интернет-магазин товаров и услуг с развитой системой логистики.
А то смотришь, и грустно становится. Часто у наших штемпелеизготовителей сайты-"мертвяки", которые сидят в хвосте органической выдачи с 10 случайными посетителями за день. Какая уж тут борьба с кризисом?