Штрихкод (штриховое кодирование) в салоне цифровой печати
Вступление
Цифровые печатные салоны обрабатывают большое количество различных заказов. Часто это простейшие варианты печати и резки визиток, но иногда проходят действительно сложные и интересные заказы. Встречается печатная полиграфическая продукция с тиснением, шелкографией, биговкой - перфорацией, да ещё и с персонализацией в виде штрихового кодирования. Нередко и наши салоны оперативной полиграфии сталкиваются с подобной продукцией. Нанесение штрихкода рассмотрим подробнее. С этим видом персонализации мы особенно часто сталкиваемся при изготовлении пластиковых карт. С малыми тиражами всё просто. Нанести единичный штрих-код можно во многих программах. Этот же Corel Draw легко это делает через команду Insert Barcode. Но на средних и крупных тиражах (от нескольких тысяч единиц изделий) возникают некоторые проблемы. Рассмотрим всё по-порядку.
Что такое штрихкод?
Штрихкод — кодирование алфавитно-цифровой информации с помощью прямоугольных штрихов и пробелов переменной ширины. Производится это для автоматизации процесса ввода информации в базы данных. Преимущества штрихкодов - экономия времени и уменьшение ошибок.
Считывание осуществляется при помощи сканеров. Сканер содержит источник света, фотодетектор, устройство обработки сигнала. Источник света направляется на штрих код и отражается на фотодетектор. Полученная оптическая информацию формирует изображение, которому и сопоставляется определённый символ из базы данных.
В мире распространены американский универсальный товарный код UPC и Европейская система EAN.
Размеры и содержание штрихкода
Рассмотрим размер и состав штрихкода на примере EAN-13.
Разрешается пропорциональное изменение символа EAN-13 от 80% до 200% от номинальных размеров.
1. Номинальный размер (со свободными зонами): 37,29 мм х 25,93 мм (100%) 2. Минимальный размер (со свободными зонами): 29,83 мм х 20,74 мм (80%) 3. Максимальный размер (со свободными зонами): 74,58 мм х 51,86 мм (200%)
Недопустимо уменьшение символов штрихового кода по высоте, без изменения горизонтальных размеров! Это препятствует работе сканеров.
Контрольная цифра в штрихкоде вычисляется по следующему алгоритму:
1. Сумма чётных цифр 2+4+6+8+0+2=22 2. Сумма умножается на три 22*3=66 3. Сумма нечётных цифр (кроме контрольной цифры) 1+3+5+7+9+1=26 4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3. Получим 66+26=92 5. Отбросить десятки 92-90=2 6. Вычесть последнее полученное число из 10. Получим 10-2=8 - это и есть контрольная цифра.
Если полученная контрольная цифра не совпадает со считанной, то товар незаконный или неправильно введён.
Иногда для кода страны-изготовителя отводится три знака, а для кода предприятия - четыре. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код из восьми цифр - EAN-8.
Штрихкоды некоторых стран:
00-09 США, Канада 73 - Швеция 20-29 Резервные номера (EAN) 30-37 Франция 45, 49 - Япония 50 - Великобритания 87 - Нидерланды 57 - Дания 64 - Финляндия 460-469 - Россия 690 - Китай
Печать штрихкодов
Напечатать штрихкод можно разными способами:
1.Специализированными принтерами прямой или трансферной термопечати. 2.Лазерными, сублимационными или струйными офисными принтерами через специальную программу генерации штрихкодов.
Мы используем второй способ. Печать штрихкодов в салонах цифровой печати фирмы "Вертекс" осуществляется на современных аппаратах Коника-Минольта и ДатаКард.
Процесс управления изготовлением содержит ряд подготовительных процедур, а также обеспечивает мониторинг самого процесса изготовления штрихкодов. Изготовление штрихкодов осуществляется на основе разработанного дизайна и определённой схемы информационно-логических связей между полями дизайна с одной стороны и входной базой данных, устройствами ввода с другой.
Программа предоставляет возможность в интерактивном режиме осуществлять управление занесением данных в поля информации и производством штрихкодов.
Система обеспечивает удобный доступ к нескольким базам данных и электронным таблицам по сети, поддерживает Microsoft ODBC и OLE DB доступ для большинства стандартных форматов и собственных форматов различных производителей.
Почему штрихкод иногда не читается?
1.Бледное изображение штрихкода.
2.Неправильная комбинация штрихов и пробелов (неправильный штрихкод).
3.Неправильно подобраны бумага или пластик для печати.
4.Штрихкод напечатан с браком (пятна и пробелы).
5.Штрихкод имеет неправильный размер.
Заключение
Из-за необходимости кодировать все больший объем информации технология штрихового кодирования развилась до многомерных и матричных символик, которые могут кодировать большое количество данных на меньшей площади. Примерами таких символик могут служить PDF-417, MaxiCode, DataMatrix, GS1 DataBar, Composite и т. д.